Рецензия на книгу Гузель Яхиной "Зулейха открывает глаза"
Профессор Лейбе открывает глаза
Зулейха открывает глаза. Темно, как в погребе. Сонно вздыхают за тонкой занавеской гуси. Месячный жеребенок шлепает губами, ища материнское вымя. За окошком у изголовья - глухой стон январской метели. Но из щелей не дует - спасибо Муртазе, законопатил окна до холодов. Муртаза хороший хозяин. И хороший муж.
Отрывок из книги
За книгу "Зулейха открывает глаза" Гузель Яхиной дали премию "Большая книга". Для дебюта это большая редкость. По запросу в гугле выпадает несколько страниц ссылок на рецензии и отзывы об этой книги. Сразу несколько известных критиков высказались о том, заслужила ли Яхина премию, или ей дали аванс в надежде на будущие свершения.
Гузель Яхина рассказала об истории раскулачивания Татарии, о создании лагерей в Сибири, о быте политических преступников и их конвоиров и надсмотрщиков. История нашла отклик у читателя, а значит писалась не зря.
Я рада, что познакомилась с этой книгой, и у меня есть свои впечатления.
Язык
Первые строки дали понять, что книга моя. Критики написали: женская проза.
О да. Бабий быт, отношения со свекровью и мужем, женские радости и горести, – пожалуй, только самый тонкий мужчина сможет сопереживать героине в первой части.
Женской эту книгу можно назвать не только за сюжет, но и за язык. Грибы здесь пахучие, малина зернистая, ели – вековые и непременно чёрные, с похожими на копья острыми вершинами...
Гузель Яхина ведёт повествование от лица автора, но мы смотрим на всё глазами героини.
Толпа эпитетов, сравнений, метафор, теснится в сердце неграмотной Зулейхи и с помощью автора выплёскивается на читателя, оглушая с непривычки. После скупых на описания мужских романов, я иногда застревала на очередной странице, пытаясь нарисовать в воображении картинку со всеми подробностями. В какой-то момент мне начало казаться, что реальность - там, в книге, а не в жизни, настолько четкой (как в Аймакс три дэ)
получилась картинка.
Сюжет
Удивительно, но за красотами и подробностями почти не теряется сюжетная динамика. Не знаю, как удалось автору впихнуть такое количество действия в первые две части. Бывало, перевернёшь одну страницу, а там сюжетный поворот. Листаешь дальше, а там снова поворот!
Я подсчитала, что плакала четыре раза на первых ста страницах. Люблю поплакать, но это слишком
даже для меня.
Вторая половина романа меня разочаровала.
Сначала я потерялась во времени. Линейное повествование вдруг стало параллельным. Потом опять линейным, снова параллельным... а потом я начала выписывать даты, чтобы не запутаться.
За этими скачками во времени начала теряться динамика. В первой части книги уместились события всего нескольких дней, затем счёт пошел на месяцы, а когда защёлкали годы, я поняла, что железная хватка сюжета ослабла настолько, что можно закрыть книгу и лечь спать на любом моменте, не дожидаясь разрешения ситуации.
Герои
Самая большая претензия осталась у меня к героине. В последних строках романа я вижу Зулейху постаревшую, седую и морщинистую, но точно такую же, какой я встретила её в начале. Она всё та же безграмотная татарская баба, несамостоятельная, пугливая и сентиментальная. Прошла через адовы злоключения, чудом осталась жива и здорова, но кроме морщин и седины ничего и не вынесла из своей жизни. А как же "Зулейха открывает глаза"?
В какой-то момент она их действительно открыла: нашла дело по душе, стала в нём мастером, начала избавляться от суеверных страхов, позволила себе любить... Но нет, показалось. Пара глав, и всё вернулось на круги своя.
Темным пятном остался и главный герой – красноордынец Иван Игнатов, злой, угрюмый и нелюдимый. Пришлось просто смириться с тем, что он таков. Кроме "мясной" взятки я не увидела ни одного поступка, который бы показал, что Игнатов действительно заслуживает пристального внимания автора и читателей.
До конца книги ждала, что из авторского рукава выпадет туз, и Игнатов, наконец, станет цельным и сильным. Эту партию автор слил без единого козыря.
Зато Вольф Карлович, профессор Лейбе, отыграл свою часть с лихвой, за всех. Постоянно менялся, рос, действовал, делал выбор, совершал поступки!
С первого появления в книге он не переставал удивлять. И в самом конце умудрился совершить кульбит, которого я ждала от главных героев. Вот уж кто действительно "открыл глаза".
Спасибо автору, что Вольф Карлович не умер от голода и холода, болезней и печалей, а оставался со мной до самого конца и радовал.
Несмотря на ворчливый тон рецензии, я считаю эту книгу лучшей из прочитанных в 2015 году. Гузель Яхина напомнила о стыдных страницах нашей истории и сделала это мягко, без нотаций и нравоучений. В центре её повествования не политика, не вожди и партии, а простые люди со своими судьбами. От этого книга получилась искренней и честной, как рассказ близкого друга.
Когда была перевёрнута последняя страница, осталось такое послевкусие, которое бывает после задушевных бесед с самыми дорогими людьми.
Прочитала и хочет ещё
Юлия Медведева
Made on
Tilda